Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова
603155 Россия, г. Нижний Новгород, ул. Минина, 31А
+7 (831) 436 15 75
Нижегородский государственный лингвистический университет – современное образовательное пространство, объединяющее вековые традиции и инновации лингвистического образования мирового уровня.
Научно-прикладные исследования в области лингвистики, филологии, переводоведения, международных отношений, лингвистической безопасности, мировой экономики, межкультурных коммуникаций обеспечивают НГЛУ высокие престижные рейтинги на международном и национальном уровне.
Преподавание в НГЛУ 16 иностранных языков (восточных и западных, в том числе редких), 10 культурно-образовательных центров разных стран мира, программы академической мобильности для студентов и преподавателей, возможность глубокого изучения не менее 3-х иностранных языков на любом направлении подготовки, формируют гибкие современные компетенции выпускников в условиях глубокой общественной трансформации, делают их востребованными в любой сфере по всему миру.
В условиях глобализации образования НГЛУ традиционно является одним из лидеров продвижения русского языка за рубежом, открывая центры изучения русского языка в странах Юго-восточной Азии, обеспечивая подготовку иностранных студентов в соответствии со стратегией России в области экспорта российского образования. Совместные научные исследования нижегородских и зарубежных ученых по проблемам русской филологии и культуры, авторские учебники и пособия открывают новые возможности для потенциальных партнеров и студентов формировать позитивный образ России в мире, обеспечивают интернационализацию научно-педагогической деятельности.
Вовлечение в университетское сообщество в сетевом формате представителей органов государственной власти, зарубежного научного сообщества, работодателей, участников бизнес-сообщества и некоммерческого сектора позволяет внедрять в учебный процесс на инновационной основе проектную деятельность для выполнения задач регионального развития в образовательной, научно-исследовательской, промышленной и культурной сферах.
Выстраивание инновационных моделей довузовской подготовки, профессиональной ориентации молодежи, дополнительного образования детей и взрослых в образовательном пространстве мирового уровня обусловливают возможность ежегодного устойчивого набора российских и иностранных студентов в НГЛУ.
Участие университета в профессиональных сообществах и международных организациях, экспертно-аналитическая деятельность ученых НГЛУ обеспечивают глубокую индустриально-образовательную кооперацию для формирования кардинально новой модели университетского развития в условиях цифровой экономики, способной эффективно реагировать на вызовы 21 века.
Читать полностью
Номера стендов
Продукты
ЦЕНТР ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И МЕЖДУНАРОДНЫХ СОБЫТИЙ
НГЛУ - «Региональная площадка Общенациональной системы подготовки и повышения квалификации специалистов индустрии туризма в России», первый университет Нижегородского региона, внедривший в образовательное пространство направление «Туризм» для подготовки, повышения квалификации и переподготовки востребованных для отрасли кадров со знанием нескольких иностранных языков.
Кадровая поддержка специалистов туристической отрасли в Нижегородском регионе направлена на внедрение дистанционных технологий, участие в образовательном процессе российских и зарубежных экспертов в целях актуализации содержания образовательных программ «Гид-переводчик», «Кросскультурные коммуникации в туризме», «Менеджер по туризму со знанием иностранных языков», «Специалист сферы гостиничного бизнеса со знанием иностранных языков», «Современные маркетинговые коммуникации в туризме», «Круизный туризм», «Иностранный язык для сотрудников музеев, выставочных залов и галерей», «Иностранный язык для сотрудников медицинских служб и страховых кампаний», «Иностранный язык для спасательных и транспортных служб».
Кросскультурные компетенции позволяют выпускникам НГЛУ:
взаимодействовать в поликультурном пространстве въездного международного туризма с иностранными туристами,
обеспечивать лингвистическое сопровождение международных массовых событий (Мировые спортивные соревнования, международные бизнес-форумы, конгрессно-выставочные мероприятия),
оказывать для туристической отрасли услуги по: переводу информационных знаков, материалов для информационно-справочных изданий (карт, буклетов, справочников), лингвистической поддержке веб-сайтов и мобильных приложений, телекоммуникации и городской навигации, созданию единой базы справочной информации на иностранных языках, языковому оснащению электронных справочных терминалов, аудиогидов на иностранных языках.
В соответствии с приоритетными направлениями Стратегии развития туризма Нижегородской области НГЛУ обеспечивает лингвистическое сопровождение в работе международных креативных пространств, бизнес-инкубаторов, развлекательных центров, высокотехнологичных туристических кластеров, отелей известных мировых цепочек «Ibis», «Marriott International», « Hampton by Hilton», круизных компаний «Водоход», «Гамма».
Читать полностью
Soft-Mapping School: проектный навигатор по формированию и дизайну надпрофессиональных компетенций
Soft-Mapping School – комплексная мультипрофильная площадка по моделированию широкого спектра гибких надпрофессиональных навыков и компетенций (soft-skills) у студентов: оргмышление, управление проектами, самоменеджмент, умение работать в команде, мультиязычность и грамотная интерпретация многоуровневых этнокультурных ситуационных и поведенческих контекстов, что обеспечивает эффективную интернациональную интеракцию, наставничество, партнёрство и сопутствует гармоничному развитию личности обучающегося.
Проектный навигатор носит персонализированный характер, предлагая индивидуальные надпрофессиональные треки в количественном и качественном выражении среди следующих векторов роста:
– Международный фестиваль студенческой молодёжи «В этом мире большом»;
– Международный наставнический арт-проект «World Song»;
– Школа международного волонтерства «iVo-LUNN-teer», тренинг «Лидер»;
– Международная хоровая ассамблея «Coro di Linguisti»;
– Международный фестиваль мобильного кино «DOBRO&LUBOV»;
– Интерактивный канал #LUNNOnAir и др.
Читать полностью
Высшая школа изучения русского языка как иностранного (РКИ)
Проект «Высшая школа изучения русского языка как иностранного» объединил более 3000 тысяч студентов со всего мира, которые выучили в НГЛУ русский язык и поступили в российские вузы .
Реализуя государственную стратегию экспорта российского образования и продвижения русского языка за рубежом , НГЛУ осуществляет глубокую кооперацию с Федеральным агентством по работе с соотечественниками за рубежом (Россотрудничество), Фондом «Русский мир». В странах Юго-Восточной Азии открыто 3 кабинета русского языка на базе вузов-партнеров в Тайланде, Китае, Южной Корее.
Разработка востребованных образовательных программ и учебно-методических комплексов: «Страноведение России», «Духовные основы русской культуры», «Национальный характер в русской литературе», «Стили русской речи», авторские учебники преподавателей русского языка как иностранного, обеспечивают НГЛУ лидирующие позиции по приоритетным направлениям подготовки иностранных студентов на русском языке.
Развитию процесса интернационализации образовательной деятельности университета, как международно-ориентированного, созданию поликультурной образовательной среды способствуют 15 программам изучения русского языка иностранными гражданами , в соответствии с разной степенью владения языком, предуниверситетская подготовка по всем профилям для поступления в НГЛУ и российские вузы, международные школы «Лето по-русски», «Зима по-русски», международные масштабные культурные фестивали молодежи «В этом мире большом» и ежегодная образовательная акция «Русский диктант», объединяющие представителей более чем 40 стран мира.
Внедрение инновационных форм социокультурной и психологической поддержки для адаптации иностранных студентов в России, вовлечение их в международное олимпиадное движение, научную, спортивную, общественную деятельность, содействие в прохождении практик и трудоустройстве способствует ежегодному увеличению доли иностранных студентов в НГЛУ и расширению географии присутствия университета в странах мира.
Международный центр тестирования иностранных граждан в НГЛУ , функционирующий в рамках сетевого сотрудничества с ФГАОУ ВО «РУДН», реализует государственную стратегию миграционной политики РФ в интересах иностранных граждан, желающих приобрести гражданство и вести трудовую деятельность на территории страны
Читать полностью
Образовательный ресурс "ЛингвоАкселератор" - повышение квалификации и переподготовка кадров
Образовательный ресурс «ЛингвоАкселератор» создан для обеспечения лингвистической подготовки кадров Нижегородской области в целях профессионального роста в контексте потребностей региона.
Подготовка и переподготовка специалистов ведущих отраслей промышленности области по 16 иностранным языкам на основе уникальных методик обучения:
– для предприятий-экспортеров и международных компаний на территории Нижегородской области;
– для поиска инвесторов и продвижения на международные рынки уникальных конкурентоспособных продуктов и услуг региона;
– для туриндустрии, предприятий НХП и ВЭД;
– для сотрудников музеев, выставочных залов и художественных галерей;
– для отельеров и рестораторов;
– специалистов круизных компаний;
– служб национальной безопасности;
– для сотрудников МВД и МЧС;
– медиков, страховых и логистических компаний.
Читать полностью
Научно-образовательный центр «Учитель будущего»
НОЦ «Учитель будущего» в НГЛУ включает Центр непрерывного повышения профмастерства педагогических работников и Научно-исследовательскую лабораторию. Цель деятельности Центра – создание в образовательной экосистеме Нижегородского региона эффективных точек роста для профессионального и карьерного лифта учителей иностранных языков, классических (латинского, древнегреческого) языков, учителей русского языка как родного, как неродного и как иностранного, а также учителей-предметников, ориентированных на трансляцию образовательного контента на иностранном языке.
Основа функционирования НОЦ – инновационный подход к организации повышения квалификации учителей. Профессиональный конструкт позволяет моделировать индивидуальные образовательные треки за счет модульных программ повышения квалификации с опорой на кластерную систему образования.
НОЦ успешно сотрудничает с университетами Германии, Франции, Молдовы, Сербии, Таиланда, Узбекистана, что позволяет интегрировать в образовательный процесс лучшие зарубежные практики.
Подробная информация о деятельности НОЦ «Учитель будущего» – на сайте: tf.lunn.ru.
Читать полностью
Иноклуб: малое инновационное предприятие НГЛУ
«Иноклуб» – это сообщество людей, которые хотят свободно владеть иностранными языками, и преподавателей НГЛУ, которые помогают им в этом. Обучающий контент «Иноклуба» разработан преподавателями НГЛУ на основе мультимедийной платформы Magister, созданной для организации дистанционного обучения иностранным языкам.
Интерактивный учебник – это сайт, на который вы заходите со своим логином и паролем и где вы найдете все необходимое, для того чтобы освоить иностранный язык на определённом уровне: материалы по фонетике, лексике, грамматике; тексты, аудио- и видеозаписи, а самое главное – множество мультимедийных тренировочных упражнений.
Каждый интерактивный учебник включает в себя несколько разговорных тем, состоящих из уроков. Урок – это комплекс нового материала (слова, правила, тексты) и упражнений, выполняя которые вы формируете лексические и грамматические навыки, а также совершенствуете умения аудирования, говорения, чтения и письма.
Все мультимедийные упражнения контролируются компьютером автоматически, позволяя вам мгновенно получать информацию о допущенных ошибках и давая возможность тут же их исправить.
Читать полностью
ЦЕНТР ТРЕКИНГА КАРЬЕРЫ И БИЗНЕС-ПАРТНЕРСТВА НГЛУ
В современных условиях цифровой трансформации Центр трекинга карьеры и бизнес-партнерства НГЛУ ориентирован на оказание комплексной поддержки студентам гуманитарных специальностей и международно- политического профиля по вопросам профессионального самоопределения, построения карьеры и дальнейшего трудоустройства.
Партнеры Центра трекинга карьеры и бизнес-партнерства НГЛУ - Правительство и Законодательное собрание Нижегородской области, Представительство МИД РФ в Нижнем Новгороде, Администрация Нижнего Новгорода, ассоциация почетных консулов иностранных государств в Нижнем Новгороде, Отделение Посольства Республики Беларусь в Нижнем Новгороде, Федеральные и региональные СМИ, ведущие предприятия военно-промышленного комплекса, высокотехнологичные инновационные международные компании региона, предприятия-экспортеры Нижегородской области, федеральные и региональные силовые структуры , страховые и финансовые компании, предприятия малого и среднего бизнеса, Организации международного сообщества Нижегородской области ICANN, Торгово-промышленная палата Нижегородской области, компании ИКЕА, Департамент аудиторских услуг КПМГ, учреждения культуры и образования, некоммерческого сектора, индустрии туризма и гостеприимства, бизнес- инкубаторы, развлекательные центры, отели известных мировых цепочек «Ibis», «Marriott International», « Hampton by Hilton», круизные компании «Водоход», «Гамма».
Стратегической задачей Центра трекинга карьеры и бизнес-партнерства НГЛУ является содействие в приобретении навыков повышения персональной эффективности, обеспечение условий для прямого взаимодействия студентов с потенциальными заказчиками рынка труда. Этому способствует проведение конкретных мероприятий в рамках глубокой кооперации с работодателями: системный анализ потребностей рынка труда и использование современных технологий для построения карьерного трекинга, презентации компаний, case-studies, workshops, мастер-классы и бизнес-игры, ярмарки вакансий-онлайн, экспертное консультирование по вопросам управления изменениями для успешного карьерного продвижения и подбор новых форматов коммуникаций и обучения, позволяющих формировать мягкие навыки.
Эффективное сотрудничество НГЛУ с участниками рынка труда и сетью выпускников, работающих в разных странах мира, осуществляется с учетом сформированных у студентов международных и межкультурных глобальных компетенций.
Читать полностью
Нижегородская переводческая методическая школа
За свою историю переводческий факультет приобрёл прочную методическую базу подготовки специалистов, владеющих разными видами перевода. Накоплен опыт организации учебного процесса и ведения занятий, разработан коммуникативно-функциональный подход, ориентированный на участников ситуации общения и гарантирующий его успех.
Переводческий факультет – центр взаимодействия работодателей, преподавателей и студентов, постоянно стимулирующий обмен мнениями и внедрение новых элементов для обеспечения требуемого качества подготовки.
В сотрудничестве с Союзом переводчиков России факультет организует площадки для дискуссий и обмена лучшими практиками.
Публикации:
– Методические основы подготовки переводчиков: нижегородский опыт (2007 г.);
– Методические основы подготовки переводчиков: обобщение опыта (2017 г.)
Площадки
– Конференция «Проблемы теории, практики и дидактики перевода»;
– Общероссийское совещание «Структура и содержание подготовки переводчиков»;
– Участие в разработке профстандарта «Переводчик»;
– Молодёжная научно-практическая конференция «Перевод как фактор развития науки и техники в современном мире».
Читать полностью
Лингвапарк – центр формирования инновационных и языковых компетенций
Лингвапарк для школьников – это выявление склонностей, раскрытие способностей и творческого потенциала. Особый акцент делается на приобщение к языковому образованию, грамотность в русском языке, расширение общекультурного кругозора, развитие коммуникативных качеств.
Лингвапарк для студентов – это всё более активное вовлечение в процесс развития языковых и профессиональных компетенций. На старшем этапе студенты реализуют реальные проекты заказчиков, получая ценный опыт и обратную связь и намечая путь будущего трудоустройства.
Инструменты Лингвапарка:
1-11 лассы
– Летний языковой лагерь.
– Подготовка к олимпиадам.
5 – 11 классы
– Предуниверсарий – подготовка к вузу.
– Языковая олимпиада «Переводческий марафон».
– Конкурс эссе.
Студенты и школьники
– Научный слэм.
– Конкурсы декламационного мастерства.
– Всероссийские диктанты на русском, немецком, английском языках.
Студенты и старшие школьники
– Конкурсы перевода.
– Модель ООН.
Студенты старшего этапа
– Кейсы и проекты работодателей.
– Тестирование, отбор кадров работодателями.
Читать полностью
Гуманитарный технопарк LingTech
Гуманитарный технопарк LingTech – открытая платформа, объединяющая школьников, студентов, преподавателей и разработчиков программного обеспечения.
Цель технопарка – создание новых образовательных технологических (цифровых) решений (Edtech) и продуктов в сфере гуманитарных наук в условиях синергии всех заинтересованных сторон.
Инструменты:
– Образовательные и технологические сессии с участием экспертов;
– Тематические проектные сессии и проектные школы;
– Питч-сессии проектов с участием экспертов.
Читать полностью
Лингвистическая наука и цифровая трансформация общества
Статус НГЛУ им. Н.А. Добролюбова как одного из ведущих гуманитарных вузов Российской Федерации и университета мирового уровня обеспечивается опережающим развитием парадигмы образовательной и научной деятельности университета в условиях глобализации и цифровой трансформации общества.
Актуализация научной повестки университета направлена на поддержку комплексных научных работ, перспективных лабораторий, научных групп и коллективов по приоритетным направлениям научно-исследовательской и экспертной деятельности, обеспечение тесной взаимосвязи фундаментальных и прикладных научных исследований на основе глубокого сетевого сотрудничества с ведущими учеными и научно-образовательными организациями 70 стран мира.
Позиционирование НГЛУ в исследовательской повестке гуманитарных наук осуществляется на основе комплексного междисциплинарного подхода в работе 15 научных направлений, охватывающих наиболее актуальные проблемы:
• лингвистической безопасности и языковой политики государств в условиях глобализации
• исследования русского языка как основного хранителя цивилизационного кода и средства воспроизводства уникальных ценностных ориентиров русской цивилизации
• информационной безопасности и прикладной лингвистики в новой политической реальности
• лингвистической экспертизы в международно-правовом процессе
• прогнозирования угроз национальной безопасности, возникающих вследствие развития ключевых международных вызовов XXI века
• лингвострановедения и лингвокультуроведения
• международных экономических отношений и мировой экономики
• цифровой трансформации образовательных систем и организаций
• прикладной лингвистики, психологии и информационных речевых технологий
• межнациональных отношений и межкультурной коммуникации,
• интернет-журналистики и связей с общественностью в политике и бизнесе
• трансформации в конструировании социальной реальности цифрового общества
• фундаментальных и прикладных исследований аспектов культурной идентификации.
Особое значение уделяется сетевому академическому сотрудничеству с учеными стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, площадкой для развития которого являются НОЦ «Институт Конфуция» в НГЛУ и научно-культурно-образовательные центры японского, тайского, турецкого и арабского языков.
Реализация научной политики в рамках стратегических целей и задач университета способствует вовлечению ученых и студентов НГЛУ в работу научно-исследовательских коллективов международного уровня, их участие в российских и зарубежных научных фондах, грантовых программах. Рост публикационной активности в научных изданиях, индексируемых в международных научных базах данных Web of Scienсe и Scopus, и индекса цитируемости свидетельствует о результативности и актуальности проблематики научно-исследовательской деятельности исследовательских коллективов НГЛУ.
Деятельность двух диссертационных советов по специальностям 10.02.04 «Германские языки» и 10.01.03 «Литература народов стран зарубежья (западноевропейская литература)», 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки) (педагогические науки) обеспечивает защиту кандидатских и докторских диссертаций по разработанным оригинальным моделям с учетом опыта отечественных и общемировых практик гуманитарного знания.
Об интернационализации научных исследований в университете свидетельствует комплекс постоянно действующих научных мероприятий международного уровня на базе информационных и культурно-образовательных центров НГЛУ при поддержке Посольств Швейцарии, Франции, Австрии, Чехии, Германии, Сербии, Польши, Испании, Аргентины, Венгрии, КНР, Королевства Тайланд и других стран, а так же вузов-партнеров из городов-побратимов Нижнего Новгорода в мире.
Инновационность гуманитарной науки подтверждается активной работой НГЛУ по созданию гуманитарного технопарка - мультимодульного проекта, нацеленного на создание новых технологий в исследовании филологической, педагогической, социальной и общественно-политических наук. Проект объединяет как опытных учёных с мировым именем, так молодых и совсем юных исследователей. К наиболее важным направлениям исследований в условиях глобализации и сложной ситуации на международной политической арене относятся вопросы психологической и лингвистической безопасности России, а также цифровой трансформации образования. Одной из составляющих гуманитарного технопарка НГЛУ является успешно функционирующий научно-образовательный центр непрерывного повышения педагогического мастерства, где разрабатываются инновационные технологии в этой области, в том числе проблемы цифровой педагогики.
Читать полностью
Лингвистическая наука и цифровая трансформация общества
Soft-Mapping School: проектный навигатор по формированию и дизайну надпрофессиональных компетенций
ПРЕДСТАВИТЕЛИ КОМПАНИИ
Сергей Устинкин
Декан факультета международных отношений, экономики и управления
sv.ustinkin@gmail.comНаталия Макшанцева
И.о. декана факультета дополнительного образования для иностранных граждан
makshan@lunn.ruАнтон Курмелев
Начальник Управления по научно-исследовательской деятельности
a.kurmelev.lunn@mail.ruЕлена Глумова
начальник научно-исследовательской лаборатории Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников
metod@lunn.ruГалина Сорокоумова
профессор кафедры методики преподавания иностранных языков, педагогики и психологии
galsors@mail.ruМарина Лебедева
доцент кафедры английского языка переводческого факультета, заместитель декана переводческого факультета
hypersl@yandex.ruЕкатерина Татаурова
младший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников
emtataurova@gmail.comАнна Провоторова
директор Российско-китайского научно-образовательного центра "Институт Конфуция при НГЛУ"
confucius@lunn.ruПетр Чуприков
заместитель декана факультета дополнительного образования для иностранных граждан
petrchuprikov@gmail.comЮлия Аверьянова
ассистент кафедры преподавания русского языка как родного и иностранного
yulia.0204@yandex.ru