РФФИ / rffi.1september.ru / Цифровая трансформация школы
Россия, 119334, Москва, Ленинский проспект, 32а
+7 (499) 941-01-15
Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), интеллектуальный партнер ММСО, начал масштабную Программу «Фундаментальные исследования цифровой трансформации образования». В ней принимают участие более 400 исследователей из 15 регионов России.
Издательский дом «Первое сентября» осуществляет горизонтальные связи между исследовательскими группами Программы, обеспечивает информационную поддержку, создает Портал цифровой трансформации школы – коммуникационную площадку, единый гипермедиа-манифест образования в цифровом мире.
Что станет с образованием, если разрешить ученикам в их учебной работе использовать все те цифровые ресурсы, которые используются вне школы? Погибнет ли оно, потеряет ли смысл, или наоборот будет соответствовать реальным потребностям сегодняшней и завтрашней цифровой цивилизации? Как изменится дидактика цифровизованного общего образования?
Часто можно слышать утверждения о вреде компьютера, различных гаджетов для ребенка. Насколько эти утверждения соответствуют действительности?
Искусственный интеллект заменяет человека в различных областях. Будет ли это происходить в образовании, что можно ему передать, какие в этом видны опасности?
Нужно ли сокращать цифровой разрыв между школой и обществом, или школа должна оставаться последним бастионом до-компьютерной цивилизации?
Проблемы, стоящие перед школой, нарастают. Все больше становится детей, которым школа не интересна, которые не понимают, зачем нужно туда ходить, к чему имеет отношение то, чему там пытаются учить. И ведь на самом деле, про большую часть того, что дети получают в школе, заранее и заведомо известно, что это им почти наверняка не понадобится. Может ли цифровая трансформация решить эти проблемы?
Каждый из нас стал «расширенной личностью», часть нашей памяти – в мобильнике, наша способность писать уже обеспечена голосовым вводом, мы хорошо считаем «в уме» нашего калькулятора. Если мы все же пускаем цифровые технологии в школу, то перед нами встают вопросы: Чему учить ученика, личность которого расширилась за счет технологий? Ведь знание всех формул и фактов уже при нем, он уже умеет за счет своего расширения выполнять сложнейшие вычисления и переводить с десятков языков?
Сегодня школа обращается к ученым:
за большими идеями, сочетающимися в Большой картине мира, которую заново открывает для себя ученик в школе;
за методологией исследования – ключевого вида деятельности человека 21-го века;
за фундаментальными основами современных цифровых технологий и их взаимодействия с человеком;
за цифровой дидактикой, адаптивными стратегиями персонализации учения;
за серьезными, длительными исследованиями влияния цифровых технологий образования на ребенка, тех рисков, которые они несут с собой.
Школа заинтересована и в том, чтобы серьезные ученые серьезно отнеслись к таким практически самым важным для учеников, учителей (и родителей!), как ЕГЭ. Что нужно немедленно устранить из ЕГЭ, каким должен быть цифровой ЕГЭ через 10 лет?
Читать полностью
Номера стендов
Продукты
Елена Викторова. Безопасность в интернете
Проект 19-29-14014.
Информационное воздействие на личность в условиях цифровизации культуры и образования как импрессинг: риски и потенциал.
В рамках проекта исследуется одна из фундаментальных проблем взаимодействия человека с цифровой средой – возникновение слабо поддающихся внешнему контролю импрессинговых ситуаций.
Научная значимость и новизна проекта состоят в том, что импрессинг является одним из тех феноменов, в случае с которым фундаментальная наука серьезно отстает от социальных практик, не успевая обеспечивать их надежным теоретико-прикладным инструментарием.
Основными задачами исследования являются описание механизма и выявление психологических и социокультурных предикторов возникающих в условиях цифровизации культуры и образования подростково-юношеских импрессингов как впечатлений, оставляющих пролонгированный информационный след в памяти, детерминирующий поведенческие установки личности.
Исследование является междисциплинарным, поскольку предполагает системное изучение механизма импрессинга с использованием психолого-педагогических, социологических и математических методов.
К ожидаемым результатам реализации проекта, кроме фундаментального изучения механизма импрессингов в условиях цифровизации культуры и образования, относятся получение систематизированных данных о рисках скрытого функционирования импрессингов, о возможности корректировки их деструктивных воздействий на личность, а также формирования прогноза импрессингового влияния цифровых ресурсов на ценностно-смысловую сферу личности.
Читать полностью
Людмила Баева. Безопасная цифровая образовательная среда: позитивное воздействие, социальные риски, возможности
Проект 19-29-14007.
Оценка влияния цифровизации образовательного и социального пространства на человека и разработка системы безопасной коммуникативно-образовательной среды.
В условиях цифровых трансформаций общества и его институтов вопросы социальной безопасности оказываются одними из приоритетных и обеспечивающих жизнедеятельность и эффективность остальных элементов системы. Безопасность в этих условиях связывается с защитой человека от возможных деформаций социальных и культурных систем, ведущих к нарушению здоровья, жизни, прав, свободы личности вследствие информационно-психологического воздействия современных электронных ресурсов.
Предлагаемый междисциплинарный проект будет направлен на разработку концепции безопасной коммуникативно-образовательной среды для современной системы образования с учетом оценки влияния цифровизации образовательного и социального пространства на человека, а также создание и программных продуктов для ее внедрения.
В ходе проекта будет выявлены наиболее значительные социальные и антропологические риски цифровизации образовательной среды и коммуникации, представлена их систематизация и характеристика (база данных «Атлас рисков в информационно-коммуникативной среде»).
На основе использования информационно-управленческого подхода к изучению принципов безопасности коммуникативно-образовательной среды, разработке методик институционального, мотивационного и информационного управления в цифровом мире в рамках проекта будет создана система распознавания психоэмоционального состояния обучающегося, позволяющая эффективно отслеживать рискогенные факторы, а также предлагать наиболее эффективные формы обучения с учетом индивидуализации образовательных траекторий учащихся для снижения рисков когнитивной сфере (создание программ для ЭВМ: «Построение цифрового портрета социально-коммуникативных и когнитивных навыков обучающегося» и «Диагностика психо-эмоционального состояния обучающегося для индивидуализации цифровой среды обучения»).
С учетом международного опыта и на основе авторской концепции безопасной коммуникативно-образовательной среды будут разработаны научно-обоснованные руководства для педагога, для учащихся и для родителей для безопасного поведения и обучения в цифровой среде, а также структура и принципы учебных модулей «Этика и безопасность в цифровой среде», ориентированных на системы среднего и высшего образования для профилактики рискогенных последствий информационного воздействия на обучающихся и формирования цифровой культуры поведения.
Предлагаемый курс объединит изучение вопросов этики и кибербезопасности и будет эффективным сопровождением учебного процесса на всех уровнях основного образования в условиях цифровизации.
В теоретическом плане значимость итогов проекта определяется выходом на научное прогнозирование безопасной образовательной среды для цифрового обучения.
В социальном плане значимость проекта определяется возможными изменениями в системе образования с учетом ее перехода в цифровую среду и возрастающими рисками для человека, для обеспечения здорового образа жизни, гарантии прав и свобод индивида, развития социальных навыков и познавательного потенциала личности.
Читать полностью
Сергей Елшанский. Школьное образование с когнитивной точки зрения
Проект 19-29-14059.
Когнитивные механизмы в образовании школьников в условиях цифровизации.
Проект направлен на решение проблемы низкой эффективности современного общего образования в условиях цифровизации обучения и жизни в целом.
Низкая эффективность современного образования во многом обусловлена тем, что обучение фактически происходит без должного учета связанных с тотальной цифровизацией когнитивно-психологических факторов.
В ходе реализации проекта предполагается выявить и описать обусловленные цифровизацией образования и различных сфер жизни обучающегося когнитивные факторы, описать когнитивные механизмы эффективности обучения, разработать технологии эффективного обучения с учетом этих когнитивных факторов, разработать комплексную модель когнитивно-эффективного обучения в школе.
Данная модель, основываясь на выявленных в ходе предлагаемого исследования когнитивных факторах эффективного обучения, будет описывать также необходимые комплексные образовательные мероприятия, обеспечивающие, во-первых, эффективное восприятие и усвоение знаний, формирование требуемых компетенций в учебном процессе, во-вторых, долговременное сохранение полученных знаний и навыков.
Междисциплинарность исследования обеспечивается комплексным применением психологических, педагогических и социологических подходов.
Актуальность решения обозначенной проблемы определяется огромной социальной значимостью и распространенностью изучаемых феноменов, очевидной низкой эффективностью современного образования, необходимостью учета вызванных цифровизацией когнитивных факторов при планировании и организации обучения, необходимостью внедрения технологий развития когнитивной сферы в учебный процесс.
Научная новизна проекта заключается в том, что комплексное многофакторное исследование обусловленных цифровизацией когнитивных составляющих обучения будет проведено впервые, впервые будет проведена разработка комплексной технологии повышения когнитивной составляющей эффективности обучения, будут проводится новые оригинальные данные, разработаны новые оригинальные практические технологии и методы, предложены новая оригинальная концепция и научно-практическая модель.
Предполагается, что полученные результаты будут обладать высокой научной и прикладной значимостью: фактически в рамках педагогической психологии будет создано новое, оригинальное, важное для общества и науки исследовательское и практическое направление.
Полученные результаты будут опубликованы в форме научных статей в ведущих журналах и методических пособиях, в монографии.
Читать полностью
Денис Жердев. Факторы формирования "цифровой персоны"
Проект 19-29-14176.
Построение фундаментальной модели цифровой трансформации системы общего образования при использовании цифровой платформы результативного образования.
Настоящий проект рассматривает цифровизацию образования как ведущий фактор в построении современной региональной системы результативного образования на всех уровнях.
Цифровизация обеспечивает форсированную реализацию конструктивных образовательных моделей, позитивных тенденций и целевых задач развития региона. При этом цифровизация затруднена инертностью среды, непрозрачностью целей, требований и ожиданий для участников процесса. В результате исследования будет построена общая модель цифровой трансформации общего образования в рамках: персональной траектории развития отдельного обучающегося, работы индивидуального тьютора, педагога, обеспечивающего дифференциацию траекторий в классе, администратора школы, управленца системы образования региона.
В качестве базы для цифровизации взята цифровая платформа «Сбербанка», внедряемая в системе общего образования региона в соответствии с Поручением Президента РФ В.В. Путина. Как параметры модели будут учитываться социально-экономические условия и задачи региона – «Горнозаводской Цивилизации».
Апробация и внедрение пройдут в образовательных организациях региона, будет вестись мониторинг и анализ цифровой трансформации содержания, аттестации, установок и реакций участников образовательного процесса. Особую важность будет играть формирование и реализация стратегий нейтрализации негативных сценариев взаимодействия участников образовательного процесса между собой и с социумом (буллинг, асоциальное поведение, экстремизм).
Полученные выводы и результаты найдут применения в других регионах, реализующих модель результативного образования на цифровой платформе, позволят определить основные факторы формирования «цифровой персоны» обучающихся и выработать систему практических рекомендаций для педагогических и управленческих решений.
Читать полностью
Александр Леонов. Использование искусственного интеллекта и нейросетевых технологий для индивидуализации обучения
Проект 19-29-14057.
Исследование методов применения машинного обучения и нейронных сетей для построения динамических персональных траекторий обучаемых и автоматической верификации правильности выполнения заданий в цифровых образовательных системах.
Стратегия развития цифровой экономики в РФ предусматривает цифровую трансформацию во всех сферах жизни как государства, так и общества. Глобальные вызовы современности ставят новые задачи ускорения темпов развития производства, технологий, образования.
Скорость цифровой трансформации и широта внедрения цифровой образовательной среды должны соответствовать целям и задачам современных образовательных процессов.
Образовательным организациям необходимо поддерживать баланс между стратегией образования и современной технологией, что позволит учреждениям непрерывно адаптироваться к изменениям окружающей среды. Так, вычислительные мощности современных компьютеров позволяют применить методы машинного обучения и нейронные сети для решения общих проблем цифровой трансформации образования.
В рамках данного проекта предлагается исследовать современное состояние и актуальность методов построения динамических персональных траекторий обучаемых и автоматической верификации правильности выполнения задания обучаемыми в различных, в том числе мультимедийных, представлениях, как текстовых, так и графических.
При построении цифровых динамических траекторий также должны учитываться факты заимствования решений и соответствие типовым решениям.
Универсальность подходов формирования образовательных треков позволит осуществлять цифровую трансформацию не только естественно-научных курсов, но и гуманитарных.
Неотъемлемой частью работ являются исследование и разработка методов сбора и разметки (в том числе автоматических) большого набора данных для обучения нейронных сетей.
Проводимое исследование и его результаты являются уникальными и могут быть широко применены для построения современных цифровых образовательных систем.
Читать полностью
Анастасия Микляева. Гаджеты, поиск информации и мотивация
Проект 19-29-14005.
Эффективные стратегии онлайн-поиска информации детьми и подростками в процессе решения учебных задач: когнитивные и психофизиологические механизмы.
Цель проекта состоит в определении когнитивных и психофизиологических механизмов использования эффективных стратегий онлайн-поиска информации детьми и подростками в процессе решения учебных задач.
Актуальность исследования обусловлена констатируемым отечественными и зарубежными специалистами несоответствием между традиционными способами организации учебной деятельности детей и характеристиками социальной ситуации развития современных детей и подростков, в которой основным источником информации, в том числе учебной, является Интернет.
В современной науке констатируется дефицит информации о механизмах обучения детей и подростков в условиях цифровизации образовательной среды, в частности, о механизмах эффективного онлайн-поиска учебной информации на разных этапах школьного обучения.
Проект предполагает разработку теоретической модели когнитивных и психофизиологических механизмов, определяющих использование детьми и подростками эффективных стратегий онлайн-поиска информации для решения учебных задач.
Эмпирическая часть исследования будет носить экспериментальный характер: будет разработана процедура экспериментально-диагностического обследования, в рамках которой стратегии онлайн-поиска учебной информации, используемые детьми и подростками, будут изучаться на материале анализа реального решения учебных задач.
Для фиксации возрастной специфики когнитивных и физиологических механизмов использования стратегий онлайн-поиска информации предполагается использовать как лонгитюдный метод, так и метод поперечных срезов.
В результате проведенного исследования предполагается создать верифицированную модель когнитивных и психофизиологических механизмов, лежащих в основе онлайн-поиска информации, реализуемого детьми и подростками с разным опытом цифровой социализации и академической успешности для решения учебных задач, и определяющих эффективность стратегий информационного онлайн-поиска, учитывающую специфику разных этапов школьного обучения и обладающую прогностическим потенциалом, подтвержденным результатами лонгитюдного исследования.
Полученные данные предполагается опубликовать в виде серии статей в рецензируемых научных изданиях (не менее 9), индексируемых в базах данных РИНЦ, WOS или Scopus, одного учебно-методического пособия, а также представить на ряде научных всероссийских и международных конференций (не менее 13).
Читать полностью
Сергей Ловягин. Как использовать возможности цифровизации для преподавания предметов естественнонаучного цикла
Проект 19-29-14215.
Оптимизация содержания школьного естественнонаучного образования для обеспечения процесса цифровизации общего образования с учетом современных тенденций развития содержания естественнонаучного образования.
Проект направлен на оптимизацию содержания естественнонаучных предметов в условиях цифровизации процессов обучения и оценки образовательных результатов в системе общего образования.
Его актуальность определяется глобальной тенденцией цифровизации образования, диктующей необходимость трансформации содержания предметного обучения, интеграции в него цифровой грамотности, современных научных идей и глобальных контекстов, компетентностного подхода и персонализированного обучения.
Научная новизна исследования заключается в создании концепции современной структуры содержания естественнонаучных предметов, оптимальной с точки зрения формирования цифровых компетентностей, субъектной позиции учащегося, возможности упорядоченного сбора цифрового следа, использования алгоритмов анализа больших данных и искусственного интеллекта в целях повышения индивидуализации и результативности образовательного процесса.
К основным результатам проекта относится: целостная система основных научных идей и глобальных контекстов, упорядочивающих структуру предметного содержания основного общего образования по физике, биологии, химии, географии; упорядоченная структура и описание образовательных результатов этих предметов, построенные на основе линий развития научных понятий и компетенций; требования к оценочным материалам и методика их разработки, интегрирующие предметные знания, современные научные идеи и компетенции 21 века; требования к цифровой платформе, оптимизирующие процесс сбора и анализа данных об образовательном процессе каждого учащегося в целях использования алгоритмов искусственного интеллекта.
Результаты проекта смогут использоваться при разработке цифровых платформ, цифрового контента и цифровой аттестации по физике, химии, биологии и географии на региональном и федеральном уровнях.
Читать полностью
Павел Оржековский. Как отслеживать процесс творческого развития и управлять им
Проект 19-29-14136.
Цифровизация динамических параметров развития креативного и репродуктивного мышления в учебной деятельности.
Всеобщая информатизация, цифровизация, роботизация всех сфер жизни человека и создание искусственного интеллекта, с одной стороны, обеспечат колоссальное снижение рутинности человеческой деятельности, а с другой, девальвируют на рынках труда репродуктивные профессии и функции, а это значит – для каждого современного ребенка система образования должна приготовить возможности всемерного развития творческих способностей, которые обеспечат ему преимущества и конкурентоспособность в сравнении с возможностями технологических, информационно-цифровых и роботизированных систем.
Цифровизиция образования для оптимизации и индивидуализации развития учеников и в том числе их креативности становится актуальной проблемой. Именно на ее решение направлен предлагаемый проект.
Научная новизна: заключается в создании системы цифровизации не только результативности, но и динамических параметров развития креативного и репродуктивного мышления каждого ученика.
Исследование позволит предоставить учителю систему, позволяющую, с одной стороны, индивидуализировать процесс развития учеников при обучении различным школьным предметам, а, с другой, даст учителю современные IT-инструменты агрегированного и комплексного управления образовательным процессом в классе, и, с третьей, позволит родителям быть сопричастными к мониторингу не только конечных результатов, но и самого процесса развития креативного и репродуктивного мышления детей.
Цифровизация процесса развития каждого ученика представляется важным условием его саморазвития за счет активизации интеллектуальной и личностной рефлексий. Научная значимость исследования заключается в выявлении психологических закономерностей функционалгенеза креативного мышления и его отличия от функционалгенеза репродуктивного мышления в учебной деятельности на основе средств его концептуально-математического моделирования и цифровизации.
Междисциплинарность проекта определяется необходимостью поиска комплексных решений поставленных исследовательских и проектных задач с позиций психологии, информатики, дидактики, IT-технологий и частных методик.
Читать полностью
Сергей Поздняков. Влияние цифровизации на изменение преподавания математики в школе
Проект 19-29-14141.
Изучение взаимосвязи концептуальных математических понятий, их цифровых представлений и смыслов как основы трансформации школьного математического образования.
Быстрая цифровизация среды обитания современного школьника ведет к потере эффективности многих устоявшихся методик школьного математического образования, сложившихся в условиях, когда основным источником научного знаний был учитель. В то же время, расширение окружающей реальности цифровыми объектами открывает новые возможности для передачи математических знаний, формирования важных для математики концептуальных понятий.
Расширение множества представлений математических знаний и использование специально создаваемых цифровых артефактов для передачи смыслов и формирования механизмов, лежащих в основе феномена понимания, рассматривается в проекте как ключевой момент в изменении не только содержания математического образования, но и форм его организации, что определяет новизну исследования.
Проект предполагает теоретический анализ основных линий курса математики в школе, изменение их содержательного наполнения с учетом современных тенденций в самой математике и развития теоретической информатики как важного раздела современной математики, анализ использования различных представлений математических понятий, являющихся ключевыми для содержательных линий курса школьной математики и возможность использования различных цифровых артефактов для работы с этими представлениями.
Рассмотрение физических представлений математических понятий наряду с цифровыми моделями, анализ взаимодействия внешнего и внутреннего представлений математических знаний определяют междисциплинарность исследования.
На примере двух линеек учебников по математике будет показано направление преобразования учебных материалов с целью выделения методических инвариантов, которые будут служить основой для обеспечения преемственности и согласования разных методических концепций авторов учебников.
В качестве практического результата планируется разработка проекта альтернативного курса математики, построенного на описанных выше идеях и использующего расширенное множество участников, выступающих в роли учителей, что определяет практическую значимость исследования.
Читать полностью
Юрий Сениченков. Использование новых приемов активного обучения математике
Проект 19-29-14141.
Изучение взаимосвязи концептуальных математических понятий, их цифровых представлений и смыслов как основы трансформации школьного математического образования.
Быстрая цифровизация среды обитания современного школьника ведет к потере эффективности многих устоявшихся методик школьного математического образования, сложившихся в условиях, когда основным источником научного знаний был учитель. В то же время, расширение окружающей реальности цифровыми объектами открывает новые возможности для передачи математических знаний, формирования важных для математики концептуальных понятий.
Расширение множества представлений математических знаний и использование специально создаваемых цифровых артефактов для передачи смыслов и формирования механизмов, лежащих в основе феномена понимания, рассматривается в проекте как ключевой момент в изменении не только содержания математического образования, но и форм его организации, что определяет новизну исследования.
Проект предполагает теоретический анализ основных линий курса математики в школе, изменение их содержательного наполнения с учетом современных тенденций в самой математике и развития теоретической информатики как важного раздела современной математики, анализ использования различных представлений математических понятий, являющихся ключевыми для содержательных линий курса школьной математики и возможность использования различных цифровых артефактов для работы с этими представлениями.
Рассмотрение физических представлений математических понятий наряду с цифровыми моделями, анализ взаимодействия внешнего и внутреннего представлений математических знаний определяют междисциплинарность исследования.
На примере двух линеек учебников по математике будет показано направление преобразования учебных материалов с целью выделения методических инвариантов, которые будут служить основой для обеспечения преемственности и согласования разных методических концепций авторов учебников.
В качестве практического результата планируется разработка проекта альтернативного курса математики, построенного на описанных выше идеях и использующего расширенное множество участников, выступающих в роли учителей, что определяет практическую значимость исследования.
Читать полностью
Ольга Фиофанова. Разработка, систематизация и внедрение методов анализа образовательных данных
Проект 19-29-14016.
Методология анализа больших данных в образовании и ее интеграция в программы профессиональной подготовки педагогов и руководителей общеобразовательных организаций в логике «Педагогика, основанная на данных», «Управление образованием на основании данных».
Аналитика данных становится новым инструментом для преобразования образования на основе принципа персонализации, для повышения эффективности образовательной системы и управления системами образования на разных уровнях.
Образовательная политика начинает строиться на образовательной аналитике.
Новые аналитико-управленческие методы:
а) прогноз развития на основе комбинации известных данных;
б) метод выявления структуры и кластеризация;
в) сетевой анализ.
Отсутствие систематизированных методологических подходов и технологий анализа образовательных данных не позволяет разработать компетентностно-ориентированные программы повышения квалификации педагогов и затрудняет реализацию федеральных проектов «Цифровая школа» и «Учитель будущего» Национального проекта «Образование» в связи с недостаточностью кадрового потенциала, компетентного в вопросах анализа и интерпретации образовательных данных в общеобразовательной практике, управления образованием на основании данных.
На основе междисциплинарности исследования: инженерно-технологическая, психолого-педагогическая, организационно-управленческая предметные области исследований – будут решены важнейшие фундаментальные задачи, имеющие практическое значение:
1)будут разработаны методология и технологии анализа и интерпретации данных об образовании и детском развитии, структурированные по направлениям:
- анализ и интерпретация данных для прогнозирования успеваемости школьников, индивидуального образовательного прогресса;
- анализ и интерпретация данных о когнитивных, личностных особенностях детей, особенностей мотивационного выбора профилей обучения для проектирования контента электронных образовательных сред и индивидуальных образовательных маршрутов;
- анализ и интерпретация данных о качестве образования по результатам итоговой аттестации школьников, ВПР, Всероссийской олимпиады школьников, международных исследований качества образования для разработки организационно-педагогических решений, управленческих решений о повышения качества образования, для доказательной образовательной политики;
2)на основе разработанных методологии и технологий анализа и интерпретации образовательных данных будут разработаны методологические принципы проектирования компетентностно-ориентированных программ повышения квалификации педагогов и руководителей общеобразовательных организаций в логике «Педагогика, основанная на данных» и «Управление образованием на основании данных», что создаст условия для развития в системе общего образования массовой практики и компетентности анализа и интерпретации данных в образовании, использования цифровых сервисов анализа образовательных данных для выработки организационно-педагогических и управленческих решений в образовании;
3) будет проанализирована система мониторинговых показателей системы общего образования, ее организационно-правовые основы и статистический инструментарий, сформулированы проектные предложения по модернизации методологической и организационно-правовой базы мониторингов общего образования ОО-1 и ОО-2, сформулированы проектные предложения по развитию цифровых сервисов аналитических данных по мониторинговым показателям системы общего образования.
В исследовании будут использованы аналитико-статистические методы анализа интеллектуальных обучающих систем (intelligent tutoring system), методы in-memory аналитики в исследовании «цифровых следов» в ЭОС, методы прогнозирования, классификации (data mining), метод анализа структуры – (structure discovery), методы модельного анализа и перевода данных для принятия решений о повышении качества образования.
Читать полностью
Виктория Снегурова. Адаптивное тестирование как инструмент индивидуализации и развития
Проект 19-29-14080.
Электронная система адаптивного тестирования образовательных результатов по математике, информатике и предметам естественно-научного цикла на основе когнитивных особенностей обучающихся.
Проект направлен на проектирование системы адаптивного тестирования образовательных результатов обучающихся средней школы по математике, информатике, предметам естественно-научного цикла.
Основная идея проекта заключается в использовании психологических знаний как основы для конструирования тестовых заданий адаптивного теста: адаптация осуществляется в двух направлениях: первое связано со спецификой учебного предметного и метапредметного материала, второе – с когнитивными особенностями обучающихся. Из последних определяющими для адаптации обучающихся являются когнитивные стили и модальности.
Продуктом, на получение которого направлен проект, является электронный ресурс, реализующий систему адаптивного тестирования.
Актуальность исследования обусловлена отсутствием разработок, посвященных проектированию систем адаптивного тестирования для средней школы, с учетом специфики предметного содержания, которые, помимо адаптации к уровню усвоения/воспроизведения учебного содержания, учитывали бы еще индивидуальные когнитивные особенности (когнитивный стиль, модальность) обучающегося.
В процессе реализации проекта предполагается использование практики-М, в частности, тест-мейкера, на этапе выявления когнитивных стилей обучающихся, ориентация на которые целесообразна при конструировании системы адаптивного тестирования, типов тестовых заданий, сконструированных на основе учета когнитивных особенностей обучающихся.
Читать полностью
Александр Уваров. Как поставить цифровую трансформацию на службу школе?
Проект 19-29-14167.
Разработка многоаспектной модели процессов цифровой трансформации в общем образовании.
Предлагаемое междисциплинарное исследование направлено на разработку теоретической модели, позволяющей описывать, изучать и объяснять процессы, которые связаны с цифровой трансформацией образования, на разных уровнях управления.
Построение многоаспектной модели ЦТО и ее верификация на основе эмпирических данных (в том числе, с использованием больших данных), позволит ставить и решать задачи по изучению реализации отдельных сценариев развития системы (формальной и неформальной) общего образования, трансформационных процессов в массовой школе, решать отдельные прикладные задач, включая мониторинг ЦТО, оценивать эффекты крупномасштабных проектов и программ.
Результаты выполнения данного проекта позволят вывести понимание и методы оценивания процессов изменения школы в условиях цифровой трансформации на качественно новый уровень. Разработанные параметры и индикаторы модели могут эффективно использоваться для принятия решений на разных уровнях системы образования, в том числе для принятия решений на основе больших данных.
Читать полностью
Татьяна Троицкая. Литературное чтение в начальной школе
Проект 19-29-14227.
Формирование цифрового методического пространства для курса по литературному чтению для детей младшего школьного возраста.
Формирование цифровой экономики и развитие социального уклада 21-го века предъявляют новые требования к коммуникативной компетенции. Они далеко не сводятся к гипермедийности, использованию интернета и т.д.
Экономика знаний предполагает уже в начальной школе «готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий» (Федеральный стандарт начального образования). Литературное чтение в этих условиях становится ключевым предметом в начальной школе.
Диалогичность литературного произведения (М. Бахтин), со-творчество, самостоятельное конструирование литературного произведения становятся важнейшими элементами новой информационной культуры. При этом цифровые технологии становятся необходимым элементом образовательного процесса и сами осваиваются эффективно благодаря наличию коммуникативной мотивации.
В этой связи актуальным является проведение фундаментального исследования, направленного на поиск подходов к формированию цифрового методического пространства для курса по литературному чтению, базирующихся на мониторинге (с применением цифрового инструментария) образовательного процесса и анализе возникающих больших данных.
Междисциплинарность проекта обусловлена интеграцией знаний из области педагогики начальной школы, цифровизации образования, литературы.
В рамках реализации создаваемых фундаментальных подходов будет создан разноуровневый методический комплект: цифровая среда, наполненная интерактивными заданиями деятельностного характера, оснащённая методической поддержкой.
Ценность и актуальность таких подходов заключается в том, что они ориентированы на весь спектр доступности цифровых технологий: от разработки прототипа, свойственного периоду до современного ФГОС, до цифрового учебно-методического комплекса современного типа, доступного для потребителя — детей младшего школьного возраста, родителей и учителей начальных классов. Это позволит образовательным учреждениям обеспечить ученикам равные цифровые возможности, предотвратит быстрое устаревание и излишнюю статичность материалов, свойственную бумажным ресурсам.
Читать полностью
Татьяна Чернецкая. Цифровизация математического образования
Проект 19-29-14217.
Перспективные направления и формы использования компьютерных технологий в школьном курсе математики.
Проект направлен на теоретическое обоснование и методическое обеспечение применения цифровых технологий, и в первую очередь интерактивных математических систем (ИМС), в освоении математического содержания с упором на экспериментально-исследовательскую и проектную деятельность учащихся как в рамках традиционных разделов курса математики, так и в новой для российских школ области математического моделирования реальных явлений и процессов методами прикладной математики и междисциплинарных исследований.
Для решения фундаментальной проблемы создания методологии применения цифровых технологий в освоении математического содержания в проекте разрабатывается и систематически апробируется методическое обеспечение для использования ИМС и преподавания междисциплинарно-прикладных аспектов математики и основ математического моделирования в общем образовании при различных формах организации учебной деятельности.
Также создается и апробируется пилотная коллекция наиболее удачных образцов цифровых учебных материалов и сценариев работы с ними.
Актуальность и значимость решаемых задач обусловлена отсутствием достаточного количества методических и дидактических материалов по применению современных цифровых технологий в реальном процессе обучения, что оставляет их невостребованными подавляющим большинством российских учителей.
Читать полностью
Александр Гиглавый. Востребованность и значение сетевых сообществ в работе педагога
Проект 19-29-14172.
Исследование сетевых архитектур коллективной проектно-исследовательской деятельности в ИКТ-насыщенной информационной образовательной среде с опорой на опыт российских школ.
Перед инновационной школой, ориентированной на развитие ИКТ-компетентности учителей и обучающихся, встает задача поиска образовательных инвариантов ИКТ-компетентности. Такие инварианты определяются на основе долгосрочных, стратегических тенденций развития ИКТ-индустрии.
Обучение школьников алгоритмике и технологиям программирования, методам творческой работы с цифровым контентом и освоению технологий социального взаимодействия, применяемых в цифровой экономике, позитивно воспринимается обществом.
Через такую школу все общество получает опережающие знания о целях и ходе инновационных процессов. Во многих успешных школах России получает распространение педагогика сотрудничества с широким применением цифровых технологий.
При этом большинство возникающих в этом процессе проблем обусловлено нейтральностью физической инфраструктуры Интернета по отношению к распространяемому контенту.
Существующие возможности навигации в обширном пространстве контента и информационных сервисов не обеспечивают формирования у обучающихся желания изобретать и строить модели реальности, экспериментировать с математической реальностью и просто увлеченно рассуждать. Впервые в истории образования наиболее яркие образовательные результаты десятков тысяч обучающихся представлены за последние годы в доступной для глубокого анализа цифровой форме. Возникает широкое поле для метакогнитивных исследований.
Решение проблемы создания в образовательной среде школы инструментов для совместной работы со стабильно развивающимся, междисциплинарным и модульным контентом, требует проведения также фундаментальных исследований в сфере педагогического проектирования образовательных процессов самой различной природы.
Читать полностью
Михаил Карганов. Как минимизировать негативное влияние цифровых средств обучения на здоровье ребенка
Проект 19-29-14104.
Инструментальная оценка влияния цифровизации образования на физиологический баланс организма.
Современное образование, как и современная цивилизация, немыслимо без цифровых средств обучения. Их опасность сводится к чрезмерной интенсификации учебных нагрузок, предположительно нарушающих естественные механизмы физиологического развития организма, и, следовательно, требующих правильных сочетаний работы и отдыха, гиподинамии и движений, умственной и физической деятельности.
Детекция функциональных напряжений и ранняя их коррекция должна быть составляющей образовательного процесса, что может иметь долгосрочные последствия для сохранения физиологического баланса организма и предотвращения развития заболеваний.
Определение общего уровня напряженности адаптационных систем организма может быть объективно установлено только при многопараметровых динамических исследованиях.
В работе планируется использовать не имеющий аналогов программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий одновременное исследование функций регуляции обмена веществ, сердечного ритма, кровяного давления, легочной вентиляции и психомоторного статуса.
Предлагаемый подход позволяет не только экспертировать применяемые образовательные технологии с точки зрения их здоровьесбережения, но и прогнозировать потенциальные риски от воздействия факторов образовательной среды и своевременно вносить требуемые коррективы.
Читать полностью
Александр Корнев. Методика формирования навыка чтения у детей с дислексией
Проект 19-29-14078.
Когнитивная динамическая модель процесса овладения навыками чтения у детей с нарушением чтения в цифровой интерактивной обучающей среде.
Фундаментальной проблемой, которой будет посвящен данный проект, является построение многомерной динамической модели формирующегося навыка чтения у детей с нарушением чтения в динамической интерактивной цифровой информационной среде.
До настоящего времени не найдено эффективных средств преодоления стойких нарушений чтения, возникающих у 10% школьников несмотря на сохранный интеллект, зрение и слух. В ходе предшествующих исследований авторским коллективом была разработана альтернативная методика полуглобального обучения чтению детей с дислексией. В ее основу положена авторская концепция оперативных единиц чтения (ОПЕЧ), механизмов их формирования и трансформации в норме и при дислексии.
На этой основе будет разработан мобильный обучающий интерактивный программно-аппаратный комплекс (МОИПАК), позволяющий сформировать эффективный навык чтения у детей с дислексией. Целью проекта будет мультидисциплинарный (когнитивный, психолингвистический и нейрофизиологический) анализ формирования функциональной системы чтения в ходе взаимодействия ребенка с мобильной обучающей интерактивной программой, реализующей полуглобальный метод формирования чтения.
Участниками проекта будут 20 детей 9-12 лет страдающих дислексией и 20 здоровых сверстников.
В ходе экспериментального формирования навыков чтения с помощью МОИПАК будут регистрироваться мультимодальные характеристки (когнитивные, поведенческие, околомоторные, нейрофизиологические) позволяющие сформировать динамическую модель процесса формирования навыка в условиях взаимодействия ребенка с МОИПАК, ее индивидуальные особенности у разных детей, эффективность метода и качественные изменения в церебральной организации навыка чтения в ходе его формирования.
На основе полученных данных будет построена многомерная динамическая модель формирующегося навыка чтения и создана мобильная обучающая интерактивная программа для персонализированной коррекции нарушений чтения у детей.
Читать полностью
Ирина Улановская. Использование цифрового инструментариядля решения учебных задач
Проект 19-29-14171.
Психологические основы цифровизации учебного сотрудничества младших подростков в процессе решения учебной задачи.
Цифровизации общего среднего образования требует решения фундаментальной задачи выявления психологических оснований продуктивного учебного сотрудничества школьников в цифровой образовательной среде.
Разработка психологически и педагогически адекватных форм такого сотрудничества позволит обеспечить должный уровень когнитивного и коммуникативного развития детей в качестве одного из важнейших ресурсов достижения высоких образовательных результатов.
Междисциплинарность исследования определяется созданием новых ситуаций учебного сотрудничества в цифровой среде на основе единства психологического, педагогического и информационного подходов.
Научная новизна исследования определяется его направленностью на описание психологических условий поддержки эффективного сотрудничества школьников при решении учебных задач в цифровой среде.
Данное исследование призвано расширить психологические представления о способах организации продуктивного взаимодействия школьников в решении учебных задач, выявить важнейшие особенности продуктивного взаимодействия и создать образцы цифровых диагностических инструментов оценки уровня сформированности когнитивных и коммуникативных метапредметных образовательных результатов у младших подростков.
Читать полностью
Игорь Сергеев. О связи между содержанием ГИА по математике и цифровой трансформацией школы
Проект 19-29-14192.
Формирование и реализация фундаментальных моделей взаимодействия между содержанием государственной итоговой аттестации по математике и процессами цифровой трансформации образования.
Важнейшей задачей, решаемой в рамках проекта, является изучение взаимной обусловленности содержания государственной итоговой аттестации и содержания школьного курса математики.
Будут изучены перспективы использования государственной итоговой аттестации как инструмента формирования представлений учителей математики, связанных с преподаванием школьного курса и шире – с ролью математики и математического образования в современном мире. В связи с этим ставится задача: изменить содержание итоговой аттестации по математике в соответствии с потребностями ключевых участников цифровой трансформации образования, а также изучить представления основных участников образовательного процесса, связанные с цифровой трансформацией основных процессов в жизни современного общества.
Для решения поставленных задач необходимо объединение усилий специалистов не только в различных областях математики (от элементарной до высшей), но и в области методики её преподавания и общей педагогики, организации и проведения выпускных и вступительных экзаменов, олимпиадной и кружковой деятельности, а также в области работы с компьютерными системами и базами данных.
Результаты исследований по данному проекту откроют возможности для:
1) совершенствования существующей системы государственной аттестации школьников по итогам основного и среднего образования, внедрения новых её форм и методов, повышению ее качества и расширению ее содержания;
2) исследования психологических механизмов развития мотивации учащихся к более полному и основательному изучению математики;
3) разработки методических и учебных материалов, позволяющих в полной мере раскрыть потенциал учащихся в условиях цифровой трансформации образования;
4) формирования принципиально новых моделей взаимодействия между учителем и учеником.
Читать полностью
Денис Федерякин. Цифровые технологии в оценивании образования
Проект 19-29-14110.
Использование контекстной информации и информации из цифровой среды оценивания при измерении индивидуального прогресса учащихся начальной школы с помощью цифровых технологий.
В данном исследовательском проекте мы предлагаем подойти к вопросу оценивания прогресса учащихся начальной школы с позиции методологии современной теории тестирования (IRT), позволяющей производить оценку успешности ребенка, учитывая эффекты характеристик самих учащихся, их семей, учителей, а также среды оценивания, осуществляемого в цифровом формате. В ходе взаимодействия пользователя с любой цифровой средой есть возможность фиксации информации о любых действиях пользователя.
В последнее время, в мировом исследовательском сообществе наблюдается повышенный интерес к использованию дополнительных источников информации о процессе взаимодействия человека и инструмента оценивания, включая возможности цифровой среды для повышения надежности и валидности оценивания.
Целью данного исследовательского проекта является исследование возможностей использования информации, получаемой из цифровой среды оценивания и других источников для справедливого, надежного и несмещенного оценивания прогресса учащихся начальной школы.
В исследовании планируется использовать самые последние достижения современной теории тестирования, в частности, семейства эксплораторных, экспланаторных, когнитивных диагностических моделей, чтобы получить максимально точные оценки прогресса детей, скорректированные на эффекты самых различных характеристик учащихся, инструмента и оценочной среды.
Результаты, полученные в ходе исследования с предлагаемым коллективом дизайном, будут ценны с точки зрения совершенствования существующих оценочных процедур в сфере общего образования с использованием возможностей цифровой среды.
Читать полностью
Светлана Писарева. Особенности психолого-педагогической поддержки обучающихся в школах, находящихся в разных условиях
Проект 19-29-14029.
Трансформация средств психолого-педагогической поддержки развития ученика в условиях цифровизации образовательной среды.
Актуальность определяется необходимостью исследования различных аспектов трансформации в образовании, происходящей под влиянием цифрового общества.
Проект направлен на выявление, концептуализацию трансформации и разработку средств психолого-педагогической поддержки развития ученика в условиях цифровизации образовательной среды.
Научная новизна состоит в получении знания о новых подходах к психолого-педагогической поддержке, основанных на применении разнообразного цифрового инструментария.
Планируется получение следующих научных результатов:
- Характеристика реальной практики психолого-педагогической поддержки развития учащихся в школах мегаполиса и сельской местности с различным уровнем цифровизации образовательной среды и выявление факторов влияния цифровизации образовательной среды на внутришкольные процессы психолого-педагогической поддержки.
- Разработка концепции психолого-педагогической поддержки развития ученика в условиях цифровизации образовательной среды, включающей необходимый психолого-педагогический инструментарий поддержки.
- Разработка программ подготовки педагогов к использованию средств психолого-педагогической поддержки развития личности, позволяющих в современной цифровой образовательной среде преодолевать проблемы, источником которых может являться школа.
В процессе решения задач проекта планируется представление промежуточных результатов на научных семинарах Северо-западного регионального научного центра РАО, созданного на базе РГПУ им. А.И. Герцена, а также путем опубликовании в научных журналах и монографических изданиях. выступление с докладами на международных конференциях с индексациях в Web of Science.
Читать полностью
Мария Лебедева. Особенности восприятия цифрового текста
Проект 19-29-14148.
Текст в цифровой образовательной среде: исследование стратегий чтения и параметров, влияющих на качество цифрового чтения российскими школьниками.
Проект направлен на фундаментальное исследование процесса чтения учебного текста в цифровой образовательной среде.
Цифровизация школ и массовое внедрение электронных образовательных ресурсов, значительная часть которых имеет текстовую природу, делает необходимым объективное исследование того, как школьники читают с экрана, какие свойства текста на это влияют и насколько оправданы опасения о преимущественно просмотровом, неглубоком цифровом чтении.
Проект предполагает проведение серии экспериментальных процедур, направленных на комплексное изучение стратегий и паттернов цифрового чтения и выявление лингвистических и паралингвистических параметров цифрового учебного текста, значимым образом влияющих на его восприятие и понимание.
Впервые для этих целей исследование будет проводиться на выборке российских учащихся средней и старшей школы.
Привлечение широкого круга методов лингвистики и семиотики, психологии, нейропсихологии, психометрики и учебной аналитики, включая статистический анализ веб-данных и данных айтрекинга, обеспечивает междисциплинарность и новизну проекта.
В результате проекта будет составлена карта стратегий чтения цифрового текста в зависимости от типа установки, лингвистических параметров читабельности текста, наличия и качества визуального компонента, верстки и веб-дизайна, индивидуальных психофизических качеств читателя.
Эти результаты лягут в основу рекомендаций по созданию цифровых образовательных ресурсов нового поколения, а также станут основанием для разработки подходов к обучению школьников цифровому чтению и оценке читательской компетенции в цифровой среде.
Читать полностью
Галина Солдатова. Когнитивные особенности подростков и проблема многозадачности
Проект 19-29-14181.
Многозадачность в структуре цифровой социализации: когнитивные и личностные факторы эффективности в контексте цифровизации общего образования.
Эпоха цифровизации определяет стремительные изменения образа жизни людей и возникновение новых процессов, явлений и феноменов. Среди них особое внимание обращает на себя становящийся чрезвычайно значимым феномен медиамногозадачности – наиболее распространенный вид многозадачности в условиях цифровизации.
Для детей и подростков как передового отряда человечества по освоению смешанной (офлайн и онлайн) реальности, жизнь становится все более многозадачной, а медиамногозадачность автоматически превращается в почти безальтернативный и массовый modus vivendi.
Несмотря на значимость данного феномена, он пока изучен недостаточно. Цифровизация образования, как одна из стратегических задач государства, привносящая и усиливающая в образовательном процессе требования и условия, характерные для многозадачности, повышает актуальность исследований и разработки технологий развития эффективных стратегий модуса многозадачности, в первую очередь, медиамногозадачности, и профилактики снижающих эффективность стратегий.
При этом цифровизация образования дополнительно ставит задачу сопоставления многозадачности с медиамногозадачностью, а в перспективе – исследования особенностей многозадачности в рамках виртуальной и дополненной реальности, которые постепенно включаются в образовательный процесс.
Цель проекта – исследование структуры, функций и эффективности модуса многозадачности (в том числе, медиамногозадачности), а также когнитивных, личностных, социальных и образовательных факторов eго эффективности в деятельности учеников начальной и основной ступени общего образования.
В качестве основных результатов исследования предполагается получить новое знание о феномене многозадачности как комплексном результате когнитивных, личностных и социальных процессов не только с позиции изучения данного феномена как массового формата повседневной деятельности подрастающего поколения, но и возможности данного формата как одной из стратегий эффективной учебной и образовательной деятельности.
В рамках проекта будет проведена серия эмпирических исследований, в том числе:
(1) моделирующих медиамногозадачность и позволяющих оценить ее характеристики и корреляты (возрастные, когнитивные, эмоциональные, особенности использования интернета, включая его чрезмерное пользование),
(2) использующих дневниковый метод для исследования распространенности, связи с содержанием деятельности и субъективной эффективности многозадачности у подростков,
(3) лонгитюдное исследование динамики многозадачности и эффективности деятельности подростков за 2 года,
(4) экспериментальные исследования эффективности непроизвольной многозадачности в отличие от самостоятельной организации деятельности в формате многозадачности, а также формирования успешной организации деятельности в условиях многозадачности в рамках проектной деятельности школьников,
(5) серия исследований организации деятельности школьников в условиях виртуальной и дополненной реальности.
Такой междисциплинарный подход к исследованию феномена многозадачности, базирующийся на эвристичной и современной методологии исследований в когнитивных науках и изучении деятельности человека в медиасреде, предполагает комплексное исследование когнитивных, личностных, социальных и педагогических детерминант, в том числе с использованием современных технологий и позволит получить новые данные о феномене многозадачности в структуре социализации детей и подростков, условиях и механизмах формирования стратегий эффективной многозадачности в процессе учебной деятельности, а также предложить рекомендации педагогам на основе фундаментальных знаний.
Читать полностью
Антон Скулачев. От линейного восприятия – к трансмедийному творчеству
Проект 19-29-14155.
Предметная область «литература» и цифровизация школьного образования: от аналогового мышления к трансмедийному творчеству.
Человечество вступило в 4-ю промышленную революцию. При этом литература в школе отстает от реальности. Цифровые практики рассматриваются как инструмент адаптации классики (реже современной литературы) к особенностям восприятия нового поколения. Но, и это основной тезис исследования, цифровизация приведет к радикальным переменам в самой предметной области «литература», к цифровой индивидуализации образования.
При этом связь с национальной и мировой литературной традицией не будет утрачена. Неизбежная смена парадигмы преподавания литературы в школе предполагает выработку не только новых методических подходов, но и полный пересмотр теоретической базы.
Эта актуальная цель требует объединения усилий специалистов в области трансмедиа, методологии школьного преподавания, цифровой революции.
Такое междисциплинарное научное исследование предпринимается впервые.
Читать полностью
Алла Твардовская. О взаимовлиянии когнитивных, эмоциональных и физических навыков дошкольника
Проект 19-29-14111.
Изучение возможностей развития когнитивной регуляции посредством физических упражнений в дошкольном возрасте.
Стремительный технологический прогресс приводит к тому, что современные дети все больше времени уделяют пассивным занятиям (видеоигры, Интернет, телевидение) (Jeffery, Utter, 2003; Tremblay et al., 2011) и значительному снижению продолжительности физической активности, которую проявляют дети и подростки в свободное время (Burdette, Whitaker, 2005; Hofferth, 2007; Hofferth, Sandberg, 2001). К тому же в современном российском обществе мы наблюдаем тенденцию к форсированию детского развития, в связи с чем родители делают акцент именно на познавательных занятиях, тогда как физическому развитию детей уделяется значительно меньшее внимание (Старостина, 2012, 2017).
Данные тенденции современного общества оказывают влияние не только на здоровье, но и психическое развитие современных детей. При этом множество зарубежных исследований, проведённых за последние 10-15 лет, показывают, что физическая активность играет существенную роль в развитии когнитивных функций и саморегуляции у детей и подростков (Kim et al., 2003; Sibley, Etnier, 2003; Chang, Labban, Gapin, Etnier, 2012).
В проекте впервые на российской выборке будет организовано и проведено эмпирическое исследование взаимосвязи развития «холодных» (когнитивных) и «горячих» (эмоциональных) регуляторных функций с физическими навыками в дошкольном возрасте.
Проект предполагает проведение как лонгитюдного (на протяжении 2 лет), так и формирующего исследования, в котором примут участие не менее 700 детей в возрасте 5-7 лет из Москвы и Казани.
Результатом исследование станет понимание специфики взаимодействия регуляторных функций и уровня физической подготовки детей дошкольного возраста, а также понимание возможностей направленного развития когнитивной регуляции с помощью физической активности. Важность развития регуляторных функций объясняется вкладом этого направления развития детей в их дальнейшее обучение и социализацию (Cantin et al., 2016; Monette, Bigras, Guay, 2011; Viterbori, Usai, Traverso, De Franchis, 2015; Willoughby et al., 2012).
В ходе исследования предполагается разработка комплекса физических упражнений, направленного на развитие «холодных» (контроль деятельности в ответ на относительно неэмоциональные стимулы и сложные когнитивные задания) и «горячих» (контроль деятельности во время эмоционального возбуждения) регуляторных функций (Hongwanishkul, Happaney, Lee, Zelazo, 2005; Brock et al., 2009; Willoughby et al., 2011).
В основе проекта лежат многочисленные данные о влиянии физической активности и уровня развития физкультурных навыков («physical fitness») на развитие когнитивных функций, у школьников и подростков (например, Kim et al., 2003; Sibley, Etnier, 2003; Voss et al., 2011; Hillman, Buck, & Themanson, et al., 2009; Pontifex et al., 2011; Verburgh, Königs, Scherder et al., 2014).
Полученные результаты лягут в основу разработки рекомендаций и материалов, направленных на просвещение родителей и сотрудников сферы образования с целью развития саморегуляции и физической подготовки детей дошкольного возраста.
Подтверждение значимости физической активности для развития саморегуляции и будущей успешности детей имеет большое значение для пропаганды здорового и активного образа жизни.
Читать полностью
Дмитрий Рубашкин. Цифровая платформа как инструмент выстраивания системы межличностных и учебных отношений
Проект 19-29-14060.
Управление развитием образовательных отношений субъектов в начальной школе в условиях цифровизации.
Происходящая трансформация ролей участников образовательных отношений в условиях цифровизации увеличивает издержки управления реализацией образовательных программ и расширяет зону неопределенности и рисков в отношениях между участниками.
Цифровизация образования способствует трансформации базовых позиций субъектов образовательного процесса относительно друг друга. Школьники постепенно становятся реальными стейкхолдерами в образовательных отношениях, причем принадлежность к начальной школе не является препятствием.
Вопрос о цифровых компетенциях младших школьников и о влиянии фактора цифровизации на результативность и эффективность их учения и обучения изучен слабо. В этом возрасте обучающиеся наиболее подвержены влияниям взрослых, отношение которых к цифровизации неоднозначно. Однако до настоящего времени эти социально-педагогические факторы не изучались в контексте управления трансформацией образовательных отношений в начальной школе.
В этой связи актуализируется задача разработки модели адаптивного управления, перехода от «управления образовательным процессом» к «управлению образовательными отношениями» в условиях цифровизации, в частности, в начальной школе.
Данная задача может быть решена только на междисциплинарном уровне, она требует: (
1) социально-философской интерпретации самого явления цифровизации;
(2) психолого- педагогического обоснования для формирования новых компетенций участников образовательных отношений;
(3) социологического анализа для выявления новых запросов к цифровой образовательной среде и новых ролей в их использовании всеми субъектами образовательных отношений;
(4) адекватного задачам образования инженерно-технологического обеспечения цифровизации;
(5) экономико- правового обоснования возможности и легитимности цифровизации школы. Результаты исследования станут вкладом в теорию управления образованием как область междисциплинарного научного знания. Они позволят обосновать новый взгляд на систему образования как объект управления и как совокупность взаимосвязанных процессов развития межсубъектных отношений цифрового образования и ценностных отношений к нему.
В исследовании будут выявлены педагогические и управленческие риски, возникающие в условиях цифровизации образовательного процесса и межсубъектных отношений, которые могут быть решены на уровне отдельного образовательного учреждения; разработана технология проектирования образовательного процесса в начальной школе в условиях его цифровизации; предложены рекомендации по перечню функциональных возможностей разрабатываемых цифровых платформ.
В качестве прикладного продукта для школы будет создан пакет материалов с диагностическими методиками. В результате Школа получит адаптивную модель управления образовательными отношениями субъектов цифрового пространства на этапе начального образования с целеполаганием на формирование персонализированной модели обучения.
Читать полностью
Алексей Сергеев. Реализация образовательной деятельности в онлайн-сообществах
Проект 19-29-14064.
Теоретико-методологические основы и технологическое обеспечение реализации образовательной деятельности в онлайн-сообществах учащихся школ.
Проект направлен на решение актуальных в современных условиях цифровизации образования задач из области социологии, психологии и педагогики:
уточнение понятия о феномене групповой субъектности (онлайн-сообщество учащихся как коллективный субъект);
определение механизмов личностного развития и субъектного становления учащихся в аспекте динамики групповых отношений в цифровой образовательной среде.
Результаты научной разработки вопросов реализации образовательной деятельности в онлайн-сообществах учащихся школ послужат основой для серии последующих исследований, нацеленных на разработку и практическую реализацию методик и технологий обучения в онлайн-сообществах учащихся школ, что определяет фундаментальный характер проекта.
В отличие от более ранних исследований, в проекте впервые предполагается разработка методологии, теории и технологий реализации образовательной деятельности в онлайн-сообществах учащихся школ в сочетании с использованием возможностей специализированных образовательных платформ, насыщающих среду онлайн-сообществ образовательными цифровыми инструментами.
В результате исследования будут получены новые знания о теоретико-методологических основаниях и технологическом обеспечении реализации образовательной деятельности в онлайн-сообществах учащихся школ, уточнено понятие онлайн-сообщества учащихся, разработаны и обоснованы модели образовательной деятельности и модель цифровой образовательной платформы онлайн-сообществ учащихся школ, проверена практическая эффективность разработанной модели, описаны условия и ограничения ее успешной реализации. Научная значимость полученных результатов заключается в возможности их применения в дальнейших исследованиях процесса реализации образовательной деятельности в условиях глобальных коммуникационных систем, а также в практической разработке методик и технологий обучения в онлайн-сообществах учащихся школ.
Читать полностью
Проект "Открытый урок"
Самый массовый открытый педагогический форум!
До 5 млн уникальных пользователей в месяц. По данным top.mail.ru – ТОП-1.
Фестиваль «Открытый урок» проводится с 2003 года. С этого времени на фестивале было опубликовано свыше 170 000 статей.
Каждый желающий может поделиться своим опытом и прислать статью, урок, внеклассное мероприятие и т.п. по самым разным областям дошкольной и школьной жизни на фестиваль. Все присланные работы размещаются на сайте ИД «Первое сентября» «Открытый урок».
Дополнительно к участию в фестивале можно представить свою работу для участия в конкурсах. Участники конкурсов получают дипломы, сертификаты, сборник тезисов в электронном виде (по желанию), как и другие участники фестиваля, плюс имеют возможность стать победителями и призерами и быть отмеченными дополнительно.
Регулярно проводится конкурс «Презентация к уроку». Конкурсные презентации размещаются на сайте фестиваля в разделе Конкурс «Презентация к уроку».
Фестиваль «Открытый урок» имеет свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-69741 от 5 мая 2017 года.
Читать полностью
Вебинары Первое сентября
Вас ждут встречи с ведущими специалистами в области образования, знакомство с авторскими методиками и современными подходами к организации обучения и воспитания детей.
Опытные психологи расскажут об индивидуальных особенностях детей, трудностях в обучении, психологическом климате в классе и многом другом. Объяснят как семейная ситуация (конфликты, разводы, неудовлетворенность супружескими отношениями и др.) сказывается на общем эмоциональном состоянии всех членов семьи и на поведении и школьных успехах ребенка.
Вы узнаете много полезной информации о себе и для себя: о профессиональном выгорании, причинах и последствиях стрессов, о конфликтах в педагогических коллективах.
Мы приглашаем на вебинары всех, кому будут интересны предложенные темы. Участвуйте в вебинарах, приглашайте коллег, друзей и знакомых.
Приглашаем стать авторами вебинаров
Педагогический университет «Первое сентября» приглашает заинтересованных, творческих педагогов, методистов, ученых к сотрудничеству!
Проведение авторского вебинара – отличная возможность выйти на широкую аудиторию, заявить о себе, поделиться своими наработками с коллегами в нашей стране и за ее пределами и познакомить их с опытом вашей образовательной организации.
Также приглашаем издательства, компании и стартапы воспользоваться возможностью проводить вебинары и рассказывать о своем вкладе в развитие современного образования.
По вопросам взаимодействия, пожалуйста, пишите нам на почту ekud@1sept.ru или звоните по телефону +7 (495) 637-82-73, доб. 221
Будем рады сотрудничеству!
Читать полностью
Курсы повышения квалификации Первое сентября
Педагогический университет «Первое сентября» реализует более 100 программ повышения квалификации, разработанных в соответствии с требованиями ФГОС всех уровней образования и профессионального стандарта педагога.
Любые организационные вопросы Вы можете задать, обратившись на «горячие линии»:
на электронный адрес: edu@1sept.ru
по телефону: (495) 637-82-73 доб. 1 (в рабочие дни с 10 до 17 часов по московскому времени)
из Личного кабинета через систему Обратной связи, выбрав одного из адресатов:
для вопросов, касающихся 36-, 72- и 108-часовых программ – Педуниверситет / Дистанционные курсы;
для вопросов, касающихся 6-часовых курсов – Педуниверситет / Курсы «Навыки личной эффективности».
Деятельность осуществляется на основе лицензии 77Л01 №0007183, рег. №036377 от 23.07.2015 (срок действия — бессрочно), выданной Департаментом образования г.Москвы.
Читать полностью
Проект "Школа цифрового века"
Что такое «Школа цифрового века»?
«Школа цифрового века» (ШЦВ) – уникальный проект, позволяющий педагогам в течение учебного года получать методическую поддержку по всем сферам школьной жизни. Подключившись к проекту, педагоги имеют возможность пользоваться разнообразными методическими материалами, узнавать новости образования и повышать свою квалификацию, опубликовать свою работу на сайте, получить доступ к электронным учебникам ведущих издательств. Все материалы проекта предоставляются онлайн.
Какие сроки участия в проекте?
Период участия в проекте – учебный год (с 1 августа по 31 июля). Прием заявок на будущий учебный год открывается в феврале.
Кто может участвовать в проекте?
Коллектив педагогов или один педагог (индивидуально).
Что нужно для участия в проекте?
Персональное устройство с доступом к сети Интернет, личный кабинет на сайте «Первого сентября».
Какие материалы доступны в рамках проекта?
Наполнение ШЦВ зависит от выбранного тарифа участия.
Вебинары и видеолекции. Каждую рабочую неделю мы проводим от 5 до 15 вебинаров по различным темам школьной жизни. Вы можете участвовать в прямом эфире и задавать вопросы лекторам или же смотреть запись вебинаров в любое удобное для вас время. За участие в вебинаре предоставляется электронное свидетельство.
6-часовые модульные курсы. Курсы могут состоять как из текстовых лекционных материалов, так и из видеофрагментов. Контрольная работа – это онлайн-тестирование. На данный момент представлено более 70 наименований курсов, доступных в рамках ШЦВ, но мы постоянно пополняем библиотеку курсов новыми темами. За успешное освоение курса предоставляется электронный сертификат на 6 академических часов.
36-часовые курсы повышения квалификации. На данный момент библиотека 36-часовых курсов ШЦВ включает в себя более 80 наименований, и новые курсы продолжают добавляться в библиотеку проекта. За успешное выполнение (получение отметки «зачёт») всех аттестационных работ в период участия в проекте, предоставляется удостоверение установленного образца о повышении квалификации. При участии коллективом удостоверения отправляются Почтой России на адрес организации. При индивидуальном участии удостоверение отправляется на адрес слушателя.
72-часовые курсы повышения квалификации. На данный момент библиотека 72-часовых курсов ШЦВ включает в себя около 100 наименований, и новые курсы продолжают добавляться в библиотеку проекта. За успешное выполнение (получение отметки «зачёт») всех аттестационных работы в период участия в проекте, предоставляется удостоверение установленного образца о повышении квалификации. При участии коллективом удостоверения отправляются Почтой России на адрес организации. При индивидуальном участии удостоверение отправляется на адрес слушателя.
Публикация статьи на сайте Фестиваля «Открытый урок». «Открытый урок» – самый массовый открытый педагогический форум. На сайте уже опубликовано более 170 000 работ педагогов со всей России и СНГ. Участник ШЦВ имеет возможность бесплатно опубликовать одну статью на сайте и получить в дополнение диплом и сертификат о публикации в электронном виде.
Методическая библиотека «Первое сентября». Крупнейший архив методических изданий включает в себя электронные варианты предметных газет, журналов и брошюр, выпущенных квалифицированными редакторами Издательского дома «Первое сентября».
Пакет из 100 лицензий на электронные учебники ведущих издательств России. Электронные формы учебников – это электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника и содержащее мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника (определение МОН РФ по Приказу от 18 июля 2016 г. № 870). В рамках проекта организация может получить 100 лицензий (100 шт.) из онлайн-каталога «Витрина ЭФУ» (book.1sept.ru/каталог) Издательского дома «Первое сентября».
Читать полностью
Проект "Школа цифрового века"
Людмила Баева. Безопасная цифровая образовательная среда: позитивное воздействие, социальные риски, возможности
ПРЕДСТАВИТЕЛИ КОМПАНИИ
Вячеслав Панченко
Председатель совета Российского фонда фундаментальных исследований, академик РАН
foundation@rfbr.ru